Церковные описи 19 века составленные кижскими священниками: Иоанном Феодуловым (1826 и 1830 г.) и Андреем Русановым, при участии Михаила Завадовского (1865 и 1867 г.), составлены тщательно и подробно, что можно представить как иконописное убранство каждой части храма, так и отдельные находящиеся в нем предметы.
Эти описи (1826, 1830 и 1865 г.) составлены по одной схеме, общепринятой для первой половины 19 века. Имущество церкви описано в направлении от востока к западу: алтарь, церковь, трапезная.
Утварь в каждой части храма также представлена в определенной последовательности, которую с долей условности, можно обозначить понятиями: главное (например, престол в алтаре, иконостас) и второстепенное (иконы на стенах храма, хоругви и пр.).
После известной ранней описи начало 17 века, наблюдаются разительные перемены в количестве и качестве церковной утвари, особенно алтарной. Деревянные сосуды сменились серебряными, к некогда единственной в алтаре иконе «Богоматерь Одигитрия» добавились еще восемь икон. Рядом с запрестольным выносным «старинным» крестом стал выносной образ «Богоматерь Знамение», близ жертвенника заняла место полотняная плащаница.
Богослужебная утварь в алтаре описана с особой тщательностью. Определен материал, из которого сделан предмет, декоративная отделка и цвет. Например, одежда на престоле «французскаго гарнитуру белого цвета с полосками, обложена золотными позументами». Подробно описан состав комплектов. Например, в алтаре были два набора сосудов – «серебряных, позлащенных, 82–й пробы». Каждый состоял из потира, дискоса, звездицы, тарелочки и лжицы.
Особую важность имеет описание антиминса с надписью об освящении церкви в 1830 г. епископом Олонецким и Петрозаводским Игнатием. Замена прежнего антиминса новым свидетельствует о завершении крупных ремонтных работ, потребовавших освящения Преображенской церкви.
Ценная пометка внесена в опись 1830 г. напротив описания четырех напрестольных крестов. Три креста были деревянные, при этом два из них были обложены серебром. Четвертый крест был серебряный. У серебряного креста карандашом вписана дата – 1763 г. Возможно, что 1763 г., как и 1759 г. – год поновления «небес», окажутся ориентирами, указывающими на значительные изменения в храмовом убранстве.
Дополнительные сведения, внесенные в опись 1830 г., при сличении ее церковнослужителями с описью 1867 г., говорят о передаче некоторых алтарных предметов в другие храмы. Например, из пяти Евангелий, имевшихся в алтаре на 1830 г., одно было отдано в 1865 г. во временное пользование в открывшуюся в Кижском приходе приписную церковь Введения Пресвятой Богородицы в д. Сибово, другое «за цену» отдано в Великогубскую церковь. В приписную церковь также во временное пользование отправили второй набор серебряных освященных сосудов.
Сравнение алтарной утвари в имеющихся описях позволяет сделать заключение об общем наборе алтарных предметов для летней и зимней Кижских церквей, которые в зависимости от сезона переносились из одного храма в другой. Описи 1826 и 1830 гг. перечисляют освященные предметы престола и жертвенника в алтаре Преображенской церкви. Опись 1865 г., в которой приведено описание только покровского имущества, фиксирует алтарную утварь Покровского храма. В ней перечислены те же предметы и то же количество, что и в предыдущих описях, а также в последующей – 1867 г., в которой нет деления освященных сосудов по храмам. Опись 1865 г. составлена в ноябре месяце. В это время года службы уже велись в зимнем храме, соответственно алтарная утварь к моменту составления описи была перенесена в алтарь Покровской церкви.
Не менее подробно описи представляют содержание кафоликона Преображенской церкви. Вначале описи 1826 и 1830 гг. приводят состав алтарного иконостаса, потом утвари, расположенной на солее и затем предметов в центре кафоликона и икон на боковых стенах храма.
Описание иконостаса начинается со слов о золоченых резных царских вратах высотой 3 аршина 8 вершков (2,5 м) и заканчивается фразой: «все сии образа находятся в резном золоченом иконостасе».
Поражает количество икон в иконостасе – 104! Иоанн Феодулов в описи 1826 г. приводит такие цифры: в пророческом ряду – 32 образа, в праздничном – 30 икон, в деисусном – 29 икон. Опись 1826 г., как и опись 1830 г., не приводит поименного описания икон в ярусах. Названы только два центральных образа: «Знамения Пресвятой Богородицы» в пророческом ряду и «Спас на престоле сидящий» в деисусном чине.
В местном ряду в 1826 г. описано 12 икон и двое алтарных врат:
«Преображение Господне, со страстями на полях».
«Спас Нерукотворный, со страстями» (так названы сцены из истории и чудес убруса – Г.Ф.).
«Покров, с чудесами».
«Живоначальная Троица, с чудесами».
«Собор Пресвятой Богородицы, с чудесами».
«Пророк Илья, с чудесами».
«Воскресение Христово».
«Георгий Великомученик» (изображение житийных сцен на полях не указано – Г.Ф.).
«Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с чудесами».
«Богоматерь Одигитрия».
«Никола Чудотворец, с чудесами».
«Успение пресвятой Богородицы, с чудесами».
«Северные пономарские врата, на них образ Господа Саваофа на лоне Авраамове, в подножии писано изгнание Адамово из рая».
Южные «пономарские двери на них образ Стаго прока Даниила».
В 1829 г. местный ряд пополнился иконой «Архистратиг Михаил», подаренной крестьянином д. Окуловской Евсеем Андреевым Плавуновым. Эта икона появляется в описи 1830 г. Она названа стоящей крайней слева, за последней иконостасной иконой «Зосима и Савватий Соловецкие, с житием». Икона находилась в столярном, гладком, крашеном киоте и отличалась своими размерами. Ее высота в киоте составляла 90 см, в то время как местные иконы, без резьбы иконостасных ставов, имели средний размер 160×142 см. Позднее икону «Архистратиг Михаил» перенесли в зимний храм. Об этом свидетельствует карандашная пометка – «в Покровской», расположенная напротив ее описания 1831 г. В описи 1865 г. икона сосчитана на южной стене в Покровской церкви.
Остальные 12 местных икон и 2 алтарных врат фиксируются документами на своих местах до 1943 г.
При всех местных иконах были «лампады средней величины числом двенадцать чеканной работы». Они были медными посеребренными. Такая же лампада на спускном устройстве, была у Спасителя в деисусном ряду.
Следует заметить, что только несколько местных икон имели украшения. Достаточно скромно – венцами – были оформлены образа Николы (серебряный с позолотою) и Нерукотворного Спаса (серебряный венец с гривенкой). Икону «Покров» украшали венчики из листового золота, и только две иконы «Преображение» и «Богоматерь Одигитрия» были одеты в серебряные чеканные ризы. Вероятно, яркая золоченая объемная резьба была достаточно эффектным обрамлением местных икон, не требовавшим дополнительного оформления. А вот иконы, поступившие в первой четверти 19 в. «Спас Всемилостивый» и в 1865 г. «Успение Богородицы», обладали полным набором всевозможных украшений.
Икона «Успение», установленная у левого клироса, была прислана из Санкт–Петербурга кижскими прихожанами – крестьянином д. Телятниково Матвеем Яковлевым Вавилиным и крестьянином д. Кижского острова Северного конца Иваном Васильевым Морозовым. Записана икона в прибылых вещах как «Иконостас с иконою Успения Божией Матери», с указанием цены – 150 рублей серебром. Это был грандиозный резной, золоченый киот, составивший пару киоту с иконой «Спас Всемилостивый», который стоял у правого клироса.
Икона «Спас Всемилостивый» была любима прихожанами, как историческая реликвия Спасо–Кижского прихода, которая прежде находилась в древней Преображенской церкви, разоренной в 17 веке во время военного нашествия. Образ считается чудотворным: он указал место строительства новой (1714 г.) Преображенской церкви.
Образ Всемилостивого Спаса имели обе Кижские церкви. Древний, чудотворный, в серебряной ризе стоял по описям 1826 и 1830 г. у клироса в Никольском приделе Покровской церкви, а копия с него в богатом украшении – у правого клироса в Преображенском храме. Преображенский Спас был облачен в тринадцатифунтовую серебряную под червонным золотом ризу и венец. Он был установлен в резной золоченый киот, который обрамлялся колоннами и завершался сенью с двумя коленопреклоненными ангелами. Это была единственная в храме икона с привесом – она имела крест, подвешенный на кавалерской ленте. Перед образом находился «для топления деревянного масла лампадик серебряной» чеканной работы с серебряной кистью. Там же стоял большой жестяной подсвечник.
У правого клироса, по описи 1830 г., крепилась хоругвь, на одной стороне которой было изображение Богоявления, на другой – Преображения Господня. У левого клироса, кроме хоругви с изображением Успения Богородицы, стоял укрепленный на длинной рукояти ветхий слюдяной фонарь.
За левым клиросом названы два образа в киотах: «Усекновение главы Иоанна Предтечи и Иоанн Златоуст», а также «Вседержитель на престоле сидящий». Напротив иконы Спаса имеется карандашная пометка – «перенесен».
Кроме этого, из утвари в кафоликоне перечислены: большое медное паникадило с 32 подсвечниками; три аналоя, покрытых «выбойкой» и «печатным холстом», а поверх «конофатными» пеленами; Святцы, написанные на 12 досках и «шкаф Свечная выручка с жестяными кружками под краской столярной работы».
Опись 1867 г. подтверждает резьбу иконостаса и его состав, зафиксированный предыдущими документами. В ней содержится поименный перечень икон во всех рядах иконостаса.
В описи 1867 г. зафиксировано изменение местоположения шести иконостасных икон: «Пророк Нафан», «Пророк Захария», «Савватий Соловецкий», «Антоний Римлянин», «Третий Вселенский собор» и «Четвертый Вселенский собор». Икона «Пророк Нафан» перемещена из верхнего ряда иконостаса на северную стену кафоликона. Образ пророка Захарии, из пророческого ряда перенесен на южную стену церкви. Праздничные иконы «Третий Вселенский собор» и «Четвертый Вселенский собор» переместили на восточную стену в алтаре. Деисусные иконы «Савватий Соловецкий» и «Антоний Римлянин» заняли места в нижнем ряду среди местных образов, на северной и южной сторонах иконостаса.
Парное удаление икон из трех верхних рядов предполагает выравнивание общей композиции иконостасной рамы. В тоже время вставка двух икон в нижнем ряду соответственно означает расширение его на боковых гранях, с учетом резьбы примерно по метру с каждой стороны. Установка двух икон в местном ряду не могла произойти без разборки боковых граней иконостаса: иконы установили предпоследними в боковых крыльях иконостаса, изготовив для них ставы и панели идентичные деталям всей иконостасной рамы.
На серьезные преобразования в церкви указывает также антиминс 1860 г. В описи 1867 г. упоминается антиминс, освященный 24 мая 1860 г. Аркадием архиепископом Олонецким и Петрозаводским. Прежний антиминс был 1830 г. Это означает, что в церкви произошли изменения, потребовавшие ее освящения. Разборка иконостаса соответствует таким изменениям. Следовательно, перемещение икон могло произойти зимой – весной 1860 г. или в 1866–1867 гг., во время ремонта потолка, до составления описи.
Опись 1867 г. отмечает новые крупные предметы в собственно церковном помещении, которые находились на амвоне и перед ним. Оба клироса наполнены утварью. Старые хоругви, представленные в описи 1830 г., сменили новые, пожертвованные в октябре 1859 г. Иваном Гавриловичем Чиворовым. Хоругви крепились к позлащенным древцам, которые завершались резными крестиками. Знамена были украшены мишурной бахромой и кистями. На левой хоругви с одной стороны было изображение Богоявления, на другой – Благовещения. На правой хоругви изображение Иисуса Христа и Воскресения Христова. Кроме хоругвей на клиросах было по аналою, один из которых использовали для книг, другой – для иконы «Воскресение Христово с двунадесятыми праздниками». У левого клироса установлен большой деревянный крест с изображением Спасителя, размером 3 аршина на 15 вершков (213 х 66 см). Перед клиросами – два киота с иконами «Спас Всемилостивый» и «Успение». К ним приставлено по медному подсвечнику, причем у Спасителя подсвечник завершался фарфоровой свечой, пожертвованной в 1859 г. Григорием Исаевым Кражевниковым.
В центре церковного помещения стоял аналой для икон – святцев, а перед ним жестяной подсвечник. В южной части кафоликона была размещена большая плащаница, «писанная на холсте», размером 2 аршина 2 вершка х 1 аршин 4 вершка (151 х 89 см.). Вероятно, это та «плащаница, писанная на холсте самой высокой работы», которая значится в прибылых вещах за 1834 г., как пожертвование крестьянина Антона Ошевнева. Перед плащаницей был установлен медный «в аплеке» подсвечник. В 1897 г. столяром Василием Судьиным для нее была изготовлена тумба. Таким образом, в церкви было две плащаницы: малая в алтаре, большая в кафоликоне.
Кроме того, в церкви находился еще один аналой для чтения Евангелия и два столика: для благословения хлебов и поминания усопших.
Количество икон на стенах по–прежнему незначительно – их всего три. Образ пророка Захарии на южной стене, пророка Нафана на северной стене и небольшой образ Николы Чудотворца над дверьми.
Появились иконы в трапезной. Здесь назван пятифигурный деисус, оформленный в простую крашеную раму.
Над входом в паперть находился малый образ Преображения.
Новым в описи 1867 г. является содержание кладовой («ризницы»). В ней описаны архаичные вещи: «венцы для брачующихся сосновые, из них женский расколот, а на мужском сделана надпись: «Иисус Христос»; напрестольный кипарисовый крест; «образ Божия Матери резной»; «Образ Св. Иоанна Предтечи, таковой же. Оба вместе имеют вид дверей, каждый из них вышиною 1 арш., шириною – 4 вершка».
Опись перечисляет большое количество книг различного содержания и формата: Священного писания – 5 книг; Богослужебных – 15 («в поллиста»), 11 («в четвертую долю листа»), 18 («в восьмую долю»); Писаний Святых Отцов – 25; прочих книг духовного содержания – 45; исторических – 5. Кроме этого указаны и хозяйственные документы.
Подробнейшим образом перечислены одежды священнические, диаконские и причетнические.
Общее число церковной утвари в двух Кижских храмах в 1867 г. составляло 589 предметов.
Описи 19 в. зафиксировали постоянство в оформлении некоторых частей храма на протяжении столетия (например, иконостаса и трапезной), а также соответствующие времени изменения и дополнения (например, появление подсвечников с фарфоровыми свечами, живописных плащаниц).
Ведение церковнослужителями по годам записей прибылых вещей позволило определить время появления новых предметов, а также имена их жертвователей. Среди них местные крестьяне: А.Ошевнев, Т.Серый, Т.Кругова, петербургские купцы Никулин, Чиворов, соловецкие паломники. Некоторые имена встречаются неоднократно, например, семейная пара Чиворовых. Иван Гаврилов Чиворов в 1834 г. упоминается как крестьянин кижского прихода. Позднее, став петербургским купцом, он постоянно одаривал кижские храмы. Всего этой семьей сделано 15 пожертвований. Все их дарения – диаконский стихарь, две священнические ризы, воздухи, хоругви, дароносица, Евангелие, иконы – использовались в церкви.
Кроме описей, сведения о внутреннем убранстве имеются в таких церковных документах как приходо–расходные книги, консисторские запросы, отчеты, рапорты священников и благочинных.
Следующий ремонт церкви фиксируется по приходо–расходным книгам в конце 19 в. Из внутренних работ следует отметить: оклейку стен обоями в алтаре в сентябре 1890 г. прихожанином Леонтием Егоровым Спящим и выравнивание пола в июне 1897 г. столяром Григорием Сазоновым…..
С изменением конституционного строя Российского государства произошли изменения и в статусе Преображенской церкви. В 1920 г. церковь Спаса Преображения была поставлена на государственный учет в качестве памятника архитектуры. В 1936 г. церковь как православный храм была закрыта.
Материал с использованием сайта музей-заповедник «Кижи» https://kizhi.karelia.ru/