Пустынь расположена на территории Республики Карелия, в 120 километрах от города Петрозаводска. Основание ее восходит к 1904 году, когда игумен Митрофан, настоятель Важеозерского монастыря, будучи большим почитателем Воронежского святителя, основал в четырех километрах от своего монастыря Митрофаниевский скит с церковью и колокольней.
Олонецкий край, в то время был облюбован пустынножителями. Монахи избирали для духовного подвига уединенные места, чтобы суета мирская не заглушала их молитвенное устремление к Богу. Неведомые большинству людей, в безмолвии оканчивали они дни свои, проводя жизнь в трудах и лишениях, в борьбе со страстями и искушениями от злых сил.
Недолго просуществовала пустынь. Вскоре пожар (1914 г.), а затем закружившийся вихрь революции прервали молитвенное уединение насельников скита. Долгое время лишь только благоговейная память местного населения о стоявшем здесь храме являлась залогом будущего возрождения пустынной обители.
Митрофаниевская пустынь Петрозаводской и Карельской епархии возрождена весной 2000 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви. В ней действал устав, составленный по образцу древних монашеских поселений и современных (например, келии и скиты в Греции, на полуострове Афон). Ежедневные труды, и молит-вы о находящихся в скорбных обстоятельствах жизни, и о загробной участи умерших, определяли время жизнь братии.
Святитель Митрофан. Московский собор 1682 года при святейшем патриархе Иоакиме принял решение: «Быть епископу на Воронеже граде». (К 300-летию преставления святителя Митрофана, первого епископа Воронежского. Воронеж. 2003, С. 9) Так была основана Воронежская епархия. Первым Воронежским епископом был назначен Святитель Митрофан. Двадцать лет, с 1682 по 1703 годы управлял он воронежской паствой.
Будущий святитель родился в ноябре 1623 года во Владимирской губернии, во святом крещении имя ему нарекли Михаил. Нет сведений о том, кто были его родители, но предполагают, что принадлежали они к духовному званию.
Первую половину своей жизни угодник Божий провел в миру: был женат, имел сына и служил приходским священником в селе Сидоровское в ста верстах от губернского города Владимира на Клязьме. На сороковом году он овдовел и принял решение уйти в монастырь. Иноческий постриг принял в Золотниковской Успенской пустыни в 1663 го-ду. Братия Яхромского Космина монастыря, не имевшая в то время настоятеля, обрати-лась к духовной власти с просьбой назначить к ним игуменом, известного своей строгой жизнью, инока Митрофана. Просьба братии была удовлетворена, в июне 1665 года инок Митрофан благословен во игуменский чин Митрополитом Сарским и Подонским Пав-лом. Почти десять лет управлял Яхромским монастырем святой Митрофан. Его трудами с помощью благотворителей построен и благоукрашен новый монастырский храм во имя Всемилостивого Спаса Нерукотворного.
В 1675 году его управлению поручена славная Унженская обитель во имя Живо-начальной Троицы. Унженский монастырь был поставлен «наравне с Соловецким» а ун-женские игумены имели право приезжать в Москву к царю в то время Феодору Алексее-вичу и Патриарху с образом преподобного Макария Унженского и святой водой ежегодно после дней памяти святого. Таким образом, они имели личный доступ к царю и Патриарху, что было полезно для монастыря. С 1680 года святой Митрофан стал десятинни-ком Унженской десятины, исполняя обязанности настоятеля своей обители он одновременно осуществлял наблюдение за 96 церквами как благочинный. (Там же, с. 8-9).
По желанию царя на вновь открытую Воронежскую кафедру избрали святого Мит-рофана «как мужа воистину праведна и свята» ( там же л. 10). 2 апреля 1682 года он был посвящен во епископа Патриархом Иоакимом с шестнадцатью пастырями. Первое время после хиротонии Владыка находился в Москве, следовало решить в столице с верховной властью многие вопросы, связанные с учреждением епархии и в первую очередь вопрос о выделении в городе Воронеже места для соборной церкви и дома епископа, а также при-обрести предметы и книги необходимые для богослужения.
В конце апреля 1682 года скончался царь Феодор Алексеевич и епископ Митрофан присутствовал на похоронах. 25 июня святитель участвовал в венчании на царство юных государей – Иоанна и Петра Алексеевичей. Летом того же года Владыка был свидетелем стрелецкого бунта, а 2 июля принимал участие в соборе, проходившем в грановитой палате, на котором проходили прения с раскольниками, эти печальные события глубоко запали в душу святителя и он до гроба особо заботился о единстве Церкви и благе государства.
Прибыв в Воронежскую епархию, которая выделилась из Рязанской митрополии епископ Митрофан вынужден был заниматься просвещением этого удаленного от центра, заселенного невольными переселенцами края, в котором процветали раскол и полуязыческие нравы. Епархия была обширна, церквей – мало, духовенство малообразованно, часто священниками становились «простецы из мирян». (Там же с. 13) Многие миряне носили языческие имена и жили по язычески, во святом храме не стеснялись устроить перебранку или даже побить священника.
Монастыри новой епархии были малочисленными и очень бедными из-за постоянных набегов крымских татар, существовали они в основном на доброхотные пожертвова-ния благотворителей. Порубежное положение воронежских земель приводило к тому, что среди населения было много вдов, сирот и инвалидов, получивших увечье отражая напа-дения врагов. Святые обители становились для них последним пристанищем, здесь они получали кров и пищу для души и тела.
Прибыв к месту служения святитель Митрофан обратился к духовенству епархии с посланием: «Честные иереи Бога Вышнего! Писал святитель, вожди словесного стада Христова! Вы должны иметь светлые очи ума, просвещенные светом разумения, чтобы вести других по правому пути; по слову Господа, вы должны быть самым светом: вы есть свет мира… Вам подобает ревновать о спасении людей Божиих. Добрые пастыри были таковы, что готовы были души свои положить за овцы». (Там же, с.15) Святитель был очень заботлив по отношению к духовенству епархии, всегда защищал обиженных и опе-кал немощных. Забитое и бесправное духовенство Воронежской епархии находило в сво-ем епископе могущественного защитника.
С первых дней своего пребывания на Воронежской кафедре святитель Митрофан озаботился строительством нового каменного кафедрального собора, так как древний разрушался и в нем опасно было проводить службы. Благословенная грамота от Патриарха на создание храма была получена 19 апреля 1684 года, а к 1692 году собор был уже освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. На устройство храма жертвовали государи Петр и Иоанн Алексеевичи, а также царевна Софья Алексеевна. В соборе был устроен придел Архангела Михаила, имя которого святитель носил в миру. «Смиренный и полный простоты в домашнем обиходе, святой Митрофан любил в храме Божием благолепие как в священных одеждах так и в церковной утвари». (Там же, с. 20)
Большое внимание святитель Митрофан уделял устройству монастырей вверенной ему епархии, многие из них он приписал к архиерейскому дому, чтобы иметь возможность непосредственно руководить жизнью братии. Устраивая жизнь древних монастырей, святой Митрофан открывал новые обители, в том числе и женские, добиваясь строгого выполнения обетов монашествующими и исполнения устава всеми насельниками монастырей. От настоятелей монастырей святитель требовал, чтобы они учили братию «Господним заповедям, преданию святых апостолов и отец». (Там же, л. 26)
С середины девяностых годов XVII века жизнь сблизила святителя Митрофана с царем. Петр Великий, желая открыть России доступ к Азовскому и Черному морям, начал войну с турками. Первый поход под Азов в 1695 году был неудачным для России, отсутствие флота явилось одной из причин неудач этой кампании. Деятельный молодой царь решил построить флот, местом строительства он избрал город Воронеж. Таким образом, город с его водоемами и окрестными лесами стал обширной корабельной верфью, кото-рую царь часто посещал и бывало подолгу жил в Воронеже. (Там же, л. 30)
Жизнь кафедрального города резко изменилась, сюда со всей России были собра-ны до 26 тысяч рабочего люда. Условия жизни работников, были крайне неблагоприятными, многие болели и умирали от инфекционных заболеваний. К строительству кораблей привлекались иностранные мастера – протестанты, большинство из них не понимая Православия и являясь начальниками над русскими рабочими, издевались над русской верой – над почитанием святых, соблюдением постов и иконопочитанием. Среди русских встречались такие, которые перенимая знания иностранных мастеров перенимали и многое дурное, уклонясь от учения отцов и Православной Церкви. Но большая часть населения испытывала недовольство, особенно замечая, что царь очень близок с иноземцами, поползли темные слухи о царе. Народ не понимал значения преобразований происходивших в стране. (Там же, л. 31)
В это трудное время святитель Митрофан стал помощником царю, он поддержи-вал его всеми возможными средствами. Понимая необходимость создания флота и преобразований России, святой Митрофан оказывал духовную и материальную помощь Петру. Царь в свою очередь с первого приезда в Воронеж выражал Воронежскому святи-телю знаки своего внимания, присутствовал на праздничном Богослужении в день Благовещения Пресвятой Богородицы в кафедральном соборе и подарил ему два богатых архиерейских облачения. (Там же с. 32) В своих проповедях святой Митрофан Воронежский разъяснял народу необходимость, предпринятого Петром дела, для пользы государства.
Особо заботился святитель о людях бедных, собираясь в поездку по епархии, он брал из архиерейской казны значительные суммы для раздачи милостыни: в богадельни, бедные монастыри, тюрьмы, погорельцам и нищим. На деньги святителя погребали без-домных и нищих людей, о которых святитель молился и повелевал вписывать их в со-борный синодик для вечного поминовения.
В мае 1696 год царь выступил с построенным флотом под Азов, который сдался ему 19 июля. Святителю Митрофану было направлено письмо с сообщением о победе и велено было служить благодарственные молебны Господу. Молитвенная помощь и материальная поддержка Епископа Митрофана сыграли значительную роль в успехе этого похода Петра. (там же с. 34)
В последующие годы царь продолжал строить новые корабли на воронежской верфи, и поэтому часто бывал в кафедральном городе. Он любил проводить время в обще-стве святителя, но иногда это создавало угрозу для жизни святого Митрофана. Известен случай, когда государь пригласил к себе во дворец архипастыря и тот с готовностью ис-полнил повеление, но подойдя ко дворцу увидев во дворе статуи языческих богов, святи-тель вернулся домой. Царь ждать не любил и вновь отправил гонца с приглашением, святитель Митрофан сказал посланнику: «Пока государь не прикажет снять идолов, соблазняющих весь народ, я не могу войти в его дворец». ( там же с. 36) Разгневанный царь приказал передать святителю «Если он не придет, то ослушанием предержащей власти подвергнет себя смертной казни». На эту угрозу святитель ответил: «В жизни моей госу-дарь властен, но неприлично христианскому государю ставить языческих идолов и тем соблазнять простые сердца». (там же с. 37) Петр убрал статуи и святитель явился во дворец, мир воцарился между двумя великими людьми.
В 1700 году началась тяжелая и продолжительная война России со Швецией, святитель Митрофан смотрел на эту войну как на борьбу Православной России « против неприятелей Креста святого». (там же, с. 38) Из архиерейской казны он отдал 4000 рублей на жалование «ратным людям морского воинского флота на Воронеже». (с. 38) За помощь оказанную святителем, Государь направил в его адрес благодарственную грамоту: «И ты б богомолец наш, преосвященный Митрофан епископ, сию нашу царского величества к себе милость за твое вышеупомянутое радение к себе ведал; по тому же и впредь имел надежду». (с. 38) В следующем 1701 году святитель также выделил из своей казны 3000 рублей на строительство кораблей на Воронежской верфи.
Последнее свидание святителя Митрофана с Петром произошло 2 февраля 1702 года, когда царь пользуясь перерывом в войне приехал в Воронеж для строительства кораблей, и принят был епископом со всегдашним радушием. В октябре 1702 года царь прислал святителю Митрофану в подарок Печатный чертеж города Шлиссельбурга, толь-ко что взятого у шведов, Государь знал, что святителю дороги успехи России. Взятие этого города открыло России доступ к Балтийскому морю, отсюда и название Шлиссельбург – город- ключ.
В следующем 1703 году Петр Великий в устье реки Невы заложил новую столицу Российской империи г. Санкт-Петербург. Мало кому известно, что святитель Митрофан Воронежский благословил царя на это предприятие и сказал: «Возьми икону Казанской Божией Матери – и она поможет тебе победить злого врага. Потом перенесешь эту икону в новую столицу… Казанская икона станет покровом города и всего народа твоего». Царь Петр хотел посвятить новую столицу апостолу Петру, вопреки тому, что все предыдущие столицы русского государства посвящались Божией Матери: Киев, Владимир, Москва, и вся земля Русская именовалась Домом Пресвятой Богородицы. Святитель Митрофан при-звал на новую столицу благословение Божией Матери, поручив ее покровительству Ка-занского ее образа. Именно Воронежскому святителю Митрофану принадлежит честь первого благословения новой столицы. Наряду с Петром I, основателем города, он стал духовным покровителем, молитвенником и создателем духовного облика Петербурга. Пророческое благословение святителя Митрофана воплотилось впоследствии в кафедральном Казанском соборе столицы. Икона Казанской Божией Матери перенесенная Пет-ром Великим из Москвы, всегда хранила город от иноземных захватчиков. Нога врага ни разу не ступила на землю, хранимую Божией Матерью. («Священник Геннадий Белова-нов. Святитель Митрофан Воронежский – покровитель Санкт-Петербурга. // Святитель Митрофан Воронежский. Житие и акафист. Воронеж. 2003 . С. 72)
Земная жизнь свт. Митрофана закончилась, когда ему было 80 лет. Заболел он 2 ав-густа 1703 года, а 10 числа того же месяца был пострижен в великую схиму, 13 августа был уже изготовлен для него гроб. К услугам земных врачей Владыка не прибегал, но не-однократно прибегал он к таинству елеосвящения и приобщался святых Христовых Та-ин. Своих денег на погребение и церковное поминовение души у святителя Митрофана не было, поэтому в Москву была отправлено прошение о разрешении выделить средства из архиерейской казны. В ответ из монастырского приказа последовали две грамоты «Великого Государя» от 24 и 26 августа, в которых разрешалось «на поминовение души преосвященного епископа раздать на сорокоусты и в милостыню денег семьсот рублей». ( см. предыдущую книгу, там же с.45)
Перед кончиной Владыка составил духовное завещание в котором заповедал своей любимой воронежской пастве «хранить веру в ее целости и чистоте».(с.43) Святитель мирно почил 23 ноября 1703 года пробыв на Воронежской кафедре 20 лет и восемь меся-цев. На погребении епископа Митрофана присутствовал царь Петр Великий, он собирал-ся поехать на верфь, но получил известие о кончине святителя и ускорил свой приезд. Петр присутствовал на отпевании в церкви, а затем вместе с членами царской свиты на руках нес гроб святителя к усыпальнице. После панихиды вместе с вельможами и офицерами царь опустил гроб в землю, сказав при этом с горечью: «Не осталось у меня такого святого старца». «Царя и епископа связывала любовь к отечеству и оба они, хотя и на разных путях трудились на благо дорогой Родины». (с. 47)
Рассказ иеромонаха Паисия о возрождении Митрофаниевского скита
В 1995 г. о. Паисий, первый наместник и строитель возрождающегося скита нового времени, приехал из Москвы в Важеозерский женский монастырь трудником и остался в Карелии на долгие годы. В 1997 г. он был рукоположен Епископом Петрозаводским и Карельским Высокопреосвященным Мануилом в диакона, в мае 1998 г. – во пресвитера, а в августе того же года пострижен в монашество. Он вспоминает как в 1995 г. вместе с о. Иларионом и насельницами монастыря 6 декабря, в день зимней памяти свт. Митрофана Воронежского, ходили на место скита на другой берег Важеозера и установили поклон-ный крест. Несмотря на то, что по календарю давно была зима, снега не было, земля была голой, а к вечеру того же дня начался снегопад, замело все тропинки. Через озеро, на укрытой белым снегом поляне, был хорошо виден крест. С тех пор в дни памяти свт. Митрофана из монастыря устраивали крестные ходы к поклонному кресту.
На праздник Преображения Господня в монастырь часто приезжал Владыка Мануил, в 1999 г. после службы все гуляли по берегу озера и зашел разговор о ските, как о месте поселения братии, которая желала создать небольшую мужскую общину. Владыка благословил восстанавливать скит, так началась новая жизнь обители.
Нашелся человек, раб Божий Владимир, московский бизнесмен, который пожертвовал необходимые суммы на строительство храма и келий, а также на приобретение не-обходимой для богослужений церковной утвари, икон, облачений и богослужебных книг.
За подготовку проекта и изготовление сруба будущего храма взялась пензенская строительная фирма. Скитскую церковь решили строить из круглых бревен, так как строились древние храмы Северной Руси. В 2000 году сруб по железной дороге доставили в Карелию, а затем на машинах привезли в монастырь. В это же время появилась первая братия Митрофаниевского скита: иеромонах Паисий (Кононов) – наместник, иноки Афанасий, Лазарь, Савва и послушник Владимир. Весной двухтысячного года вышел Указ Святейшего Синода об открытии в Олонецком районе Карелии Митрофаниевой пустыни, мужского монастыря, который был ответом на прошение нашего Владыки о создании обители.
Летом того же года о. Паисий по благословению Владыки ездил в Воронеж за частичкой святых мощей свт. Митрофана Воронежского и затем заказал две иконы для скитской церкви: Успение Пресвятой Богородицы, список с древней иконы XVI – XVII вв., и образ свт. Митрофана Воронежского, с частицей мощей, иконописной артели из города Рыбинска. Обе иконы создал иконописец Сергей Гусарин со своими помощника-ми. Между тем строительство скита шло сразу по двум направлениям, одновременно с большим скитским храмом, где под одной крышей находились: церковь, келии наместника, монашествующих и братская трапезная; строилась крохотная часовенка во имя Успения Пресвятой Богородицы, которая позднее была расширена и переосвящена как церковь, и отдельные маленькие домики – келии для насельников обители, таким образом, осуществлялась идея скитского уединенного жительства.
Успенская часть скита была обнесена высоким забором, доступ на ее территорию для мирян оказался закрыт, это отражало положение монастырского устава, запрещающего всем, кому вздумается, свободно посещать уединенную обитель. Скит стал маленьким Северным Афоном, насельники жили по строгому афонскому уставу, особое молитвен-ное время – ночь, когда каждый монах молится у себя в келии, а под утро, в пять часов, все собирались на общую молитву в свой маленький Успенский храм на Божественную Литургию.
Первые три месяца, с августа до ноября 2000 года, иконы Успения Божией Матери и свт. Митрофана Воронежского мироточили, свидетелей этому событию было много, в том числе и наш Преосвященный Архипастырь, Владыка Мануил. Мироточение началось сразу как только иконы привезли в скит и отслужили перед ними первый молебен. Миро, по рассказам свидетелей, выступало на поверхности образа как роса, в виде маленьких капелек. Образ свт. Митрофана Воронежского полностью покрывался этой благодатной росой, а икона Успения Пресвятой Богородицы мироточила в определенных местах, там где были изображены: Пресвятая Троица, Спаситель, Матерь Божия, святые апостолы, остальное пространство иконы оставалось сухим.
В том же 2000–м году, только осенью, Важеозерский женский монастырь был за-крыт и на его базе решили воссоздать мужскую обитель. Поэтому большая часть братии Митрофаниевского скита перевели в Важеозерский монастырь. Наместником которого был назначен иеромонах Паисий а духовником – о. Иларион (Кильганов). Так Митрофаниевский скит, по существу, положил начало возрождающемуся Важеозерскому мужскому монастырю. В скиту остался один насельник, который исполнял молитвенное послушание и одновременно был сторожем опустевшей до времени обители.
Шло время, восстанавливающийся Важеозерский мужской монастырь по молитвам святых основателей обители наполнялся насельниками, число братии возросло до двенадцати монашествующих и послушников, некоторые из них желая уединенного молит-венного делания уходили по благословению Владыки в Митрофаниевский скит.
В 2003 году после лечения вернулся в обитель иеромонах Паисий и стал жить в скиту, строительство которого продолжалось. Большой храм строили наемные рабочие, но основные средства в то время шли на создание Успенской части скита. Господь устроил так, что эта небольшая обитель явилась образом афонского жительства монашествую-щих: в центре располагался большой храм, а рядом отдельные келии и маленький храм; киновия и каливы.
Главный храм во имя свт. Митрофана Воронежского освящен малым освящением на второй день после Преображения Господня, в день памяти святителя Митрофана 7/20 августа 2005 года, тогда же служили первую Божественную Литургию в новом, еще не совсем достроенном храме. Литургию возглавил Важеозерский игумен Иларион (Киль-ганов) ему сослужал скитский наместник иеромонах Паисий и еще несколько важеозеских иеромонахов и диакон. Храм был наполнен насельниками Важеозерского мона-стыря, сестрами общины и паломниками. Впервые под сводами новой церкви звучали слова Божественной службы, было много причастников. Погода была ясная, солнечная, тепло, на озере тихо – благодать.
В последующее время скит жил своей тихой молитвенной жизнью, в нем подвизались: наместник – иеромонах Тит, иеродиакон Лазарь, инок Антипа, целый год жил монах Макарий. Из-за отсутствия средств главный храм стоял недостроенный, первый наместник скита иеромонах Паисий по состоянию здоровья вышел за штат, и уехал лечиться, проживал в Москве, но обитель свою не забывал, помогал чем мог.
Единственный в наши дни в России монастырь во имя свт. Митрофана Воронежского молится за всех страждущих, скорбящих и болезнующих. Особая молитва за Православное Отечество, ведь сам святитель радел за процветание Дорогой Отчизны. До свое-го святительского служения святой Митрофан был священником, имел семью, и овдовев молился за сына. Теперь православные матери молятся свт. Митрофану об устройстве жизни детей, особенно сыновей в обществе. Святитель Митрофан, великий молитвенник, всегда с любовью откликается на наши молитвы.
В настоящее время в скиту располагается женская община Важеозерского монастыря. Там проживают девять сестер, шесть монахинь и три послушницы. Небольшую женскую обитель возглавляет старшая монахиня Марфа, духовное окормление осуществляет иеромонах Ферапонт, насельник Важеозерского мужского монастыря. Некоторые из сестер скита подвизаются в монастыре со времени ее возрождения, т.е. с начала 90-х годов прошлого столетия. Желанным гостем святой обители является правящий Архиерей, Митрополит Петрозаводский и Карельский Высокопреосвященный Константин, который посещает монастырь в дни памяти Важеозерских святых. С 2022 года монастырь возглавляет новый настоятель игумен Киприан (Грищенко).
Монахини молятся за всех, страждущих, болящих и скорбящих, за весь мир. Недаром святые старцы говорят: «Монастырь ограда миру».
Подготовила Татьяна Сорокина по материалам изданий:
Митрофаниева пустынь, мужской монастырь. Буклет. 2006
Житие святого отца нашего Митрофана, епископа Воронежского.
Москва. 1907
К 300- летию преставления святителя Митрофана первого епископа
Воронежского. Воронеж. 2003
Священник Геннадий Белованов «Святитель Митрофан Воронежский –
покровитель Санкт-Петербурга // Святитель Митрофан Воронежский.
Житие и акафист». Воронеж. 2003
При подготовке статьи использованы также рассказы и воспоминания
насельников обители.
Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2023 год. https://eparhia10.ru/